Нужны ли православному честь и достоинство?

Нужны ли православному честь и достоинство?

Есть парочка заблуждений, которые меня беспокоят. Мы очень часто путаем, думая, что в бесконечных сравнениях себя со овцами, свиньями, рабами, мы лишаем себя человеческого достоинства. Нам порой кажется, что мы чуть-ли не обязаны смирять унижениями и оскорблениями всех близких.

Важно понимать то, что унижая себя самого, сравнивая с животными, подчеркивая низменные характеристики бездушности, мы делаем это в процессе покаяния (μετάνοια — изменение ума), до момента получения разрешительной молитвы на исповеди. Дальше этого делать не нужно, понимая важность Таинства Покаяния, при котором человек освобождается от вины: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18)
Если мы и дальше продолжаем себя унижать — это маловерие, отсутствие веры в милосердие Божье.

Христос никогда не называет нас рабами. «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую Вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» Ин 15:15-16

Раб Божий — это высокое звание, так называл Бог в Ветхом Завете избранных людей, обращаясь: к Аврааму, к Моисею, к Халеву, к Давиду, к Елиакиму, сыну Халкиину, к Иову, к Своим пророкам и к Иакову (Израилю) под которым имеет ввиду весь израильский народ. Кроме того, Господь называет Своим рабом вавилонского царя Навуходоносора, рукою которого Он наказал израильтян за то, что они делали неугодное в Его очах (4 Цар. 21:15), в некоторых мессианских пророчествах Своего единородного Сына.
У нас в мире две стороны, сторона Бога и сторона диавола. Если я не раб Божий, то чей я раб?

Покаяние — это очень интимный процесс, лезть в который посторонним крайне запрещено. Священники могут лишь корректировать этот процесс, ну а другим и подавно нельзя вторгаться. В некоторых монастырях опытные старцы создавали ситуации, в которых молодые послушники имели возможность понять, что такое смирение. Но старцы делали это крайне деликатно и без подавления воли. На своей практике, я видел несколько подобных ситуаций, в которых якобы опытные люди пытались заняться тем же. Но превращалось это лишь в унижения и оскорбления. Видеть это со стороны, крайне неприятно. Унижая брата — унижаешься сам и становишься на место бесов.

«Честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения. Объективными факторами, дающими право на честь, являются целомудрие и благородство. Целомудрие — идеальная аксиологическая* норма природного состояния. Благородство — идеальная аксиологическая норма личностного состояния.»
Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 185
________________________
Аксиология — философское учение о природе социально-эстетических ценностей жизни и культуры, а также общая теория ценностей

о.Виктор Никишов

Священник Спасо-Преображенского кафедрального собора г.Могилев, руководитель отдела по работе с молодежью Могилевской епархии, настоятель храма в честь святого равноапостольного князя Владимира в а/г Межисетки Могилевского района. Больше информации и мыслей о вере в моём телеграм-канале

You may also like...